Что такое ермолка

фото Что такое ермолка

Шапочка, закрывающая макушку.

Ермолка — по иудейской традиции головной убор религиозного еврея мужского пола. Это круглая шапочка — матерчатая или вязаная, закрывающая макушку.

Она призвана напоминать носителю: над ним власть Всевышнего, и должно с почтением и покорностью принимать волю Его.

У Даля В.И. о ермолке сказано, что это шапочка из легкой ткани без лишних деталей.

Носят ермолку как отдельный головной уборили под шляпой, талесом, шапкой из меха и даже кепкой. В первом случае ее крепят к прическе заколками, чтоб не унесло ветром.

Другое название этой шапочки — кипа (ивр. «купол»). Распространенная шутка: самая известная, большая и красивая кипа Израиля — Кипат-ха-села (соль шутки в том, что это мусульманский храм, мечеть Купол скалы).

Обычай ношения ермолки и его истоки

В статье о происхождении и смысле кипы, размещенной на интернет-портале Jewish.ru, сказано, что с давних времен она надевалась в моменты общения с Господом — на молитву, для произнесения благословений, во время изучения Торы.

Тора же предписывает ношение кипы служителям Храма — коэнам. Эти «давние времена» могут ввести в заблуждение: можно подумать, что иудеи носят кипу с античности.

Но существуют фрески в синагоге города Дура-Эвропос (он находится на территории современной Сирии). Надпись, сохранившаяся в строении, указывает на дату постройки — середина 3 в.н.э.

На фресках изображены библейские персонажи (очевидно, с библейским же запретом изображать их иудеи еще не считаются). Моисей, Йосеф, Яаков, Самуил, совершающий помазание на царство царя Давида (религиозный обряд, благословение!)все без головных уборов!

Более того, трактат «Софрим» («Книжники) 8-го в. н.э. разрешает утром молиться в синагоге, не покрыв головы!

Обычай (именно обычай, ибо ни Тора, ни Талмуд не предписывает иудеям обязательно покрывать голову) широко распространился лишь в Средневековье — он четко отделял иудеев от прочих народов, в чьей среде они жили.

И напоминал и им самим, и окружающим: необязательно быть священнослужителем, каждый иудей ежечасно находится под властью Господа и ценит Его волю и мудрость выше собственной головы.

Что происходит сегодня? Ортодоксальный иудей носит кипу постоянно (ее ношение предписывается в их среде даже мальчикам, только начавшим ходить — проследить за этим обязаны родители), хасиды иногда спят, не снимая ее, традиционалисты и консерваторы надевают ее в синагогу и на время принятия пищи, реформисты не видят необходимости ее носить.

Евреи нерелигиозные, но умеренно почитающие традицию, надевают ермолку в качестве знака траура, на праздник в честь бар- или бат-мицвы, в синагогу, для похода к Стене Плача.

В иное время они носят ее где угодно, но не на макушке (в кармане, в сумке, в бардачке автомобиля) — вдруг понадобится! Людям неиудейского происхождения и вероисповедания не возбраняется надеть ермолку, если они желают выказать уважение к еврейским обычаям.

Женщины из ортодоксальной среды кипу не носят, но покрывают волосы платками или даже париками. А вот еврейки из консервативных кругов иногда носят!

Современному раву Ашеру Кушниру задал вопрос человек, начавший брать уроки Торы и носивший кипу в кармане (надевая лишь на время уроков) — допустимо ли это? И должен ли он носить ее постоянно?

Рав ответил, что духовное важнее внешнего. И потом, надев кипу на постоянной основе, его собеседник обозначит себя как религиозного иудея — а это серьезная ответственность! Люди уже не скажут: ты поступил недостойно.

Они скажут: религиозные иудеи так не поступают. Рав советует: пока человек еще не готов к принятию такой ответственности, пусть носит кипу в кармане. А когда почувствует готовность — пусть наденет, да так, чтоб никаким ветром не сдуло!

Разновидностей ермолок больше, чем течений в иудаизме. Конфессиональную принадлежность иудея легко узнать по кипе.

Шапочка четырех- или шестиклинка сдержанных цветов (часто просто черная) на белой подкладке — аксессуар мужчины-ашкенази.

Сефардская традиция позволяет носить вышитую или вязаную, допустимы разноцветные нитки.

Хасиды прячут кипы под шляпами, а часть их «парадной формы» —штраймл — это роскошная ермолка черного бархата с оторочкой из пушистых соболиных или лисьих хвостов.

рисунок Виды ермолок

Белую кипу носят каббалисты, шестиклинку черного сукна — хабадники. «Вязаная кипа» — обычное прозвище «современного ортодокса». Существуют даже кипы из кожи — их носят «неортодоксальные» иудеи из США.

 

Ультраортодоксальные иудеи зашли дальше всех и считают, что ношение одной лишь кипы — так себе благочестие, и обязателен покрывающий ее головной убор. Или следует накидывать сверху талес — молитвенное покрывало с кисточками.

Этимология

Слово «ермолка» пришло из языка идиш и не происходит, как может показаться, от имени «Ермолай» и его украинской версии «Ярмола» (это греческое имя, восходящее к имени бога Гермеса — при чем здесь он?). Задав вопрос раввину, услышите, что это сокращение от «ярей ме-элока» (ивр.) — «богобоязненный».

Есть версия, что слово имеет тюркские корни и произошло от «ямурлук» (плащ для защиты от дождя с капюшоном).

Слово «кипа» ивритоговорящие произносят, ставя обычное для иврита ударение на последний слог, русскоговорящие — вариативно.

Иное употребление слова ермолка

«Ермолка» звучит более по-русски, чем «кипа», поэтому слово прижилось в Российском государстве в двух совершенно не религиозных значениях. В XIX столетии так называли аналогичную шапочку для ношения «в комнате», то есть для домашнего обихода.

Носили ее мужчины из тех слоев населения, что ходят дома в халатах и шлафроках (то есть не бедняки). И «ермолка» считалась нерусским словом — значение термина объяснялось в специальном словаре слов иностранного происхождения.

Н.В. Гоголь в тексте «Ревизора» назвал Землянику «свиньей в ермолке» (метафора означает грубого и глупого, но претенциозного человека).

Существовала особая ермолка для светлых голов — академическая, носимая учеными.

Ермолкой (по способу пошива и ношения) можно считать и тюбетейку, и сванку из Грузии, и даже пилеолус, он же камилавка, что прикрывает тонзуру католических священников. С такой шапочкой связана забавная история.

В 1964 году Святую Землю посетил Папа римский Павел VI. На встрече в Мегидо с президентом Израиля Залманом Шазаром Папа был в летней разновидности пилеолуса — дзуккетто. Репортаж о встрече был опубликован в газете The Jerusalem Post. И подпись под фото Шазара с Папой гласила: «Папа — тот, кто в кипе».

Интересные факты

Существует романтичная версия происхождения вязаных кип: их якобы придумали юные девушки из активных религиозных движений для молодежи. Девушка вязала кипу для парня, желая проявить к нему не только дружеское внимание.

И сегодня вязание ермолок — популярное рукоделие религиозных иудеек — можно увидеть женщину любого возраста со спицами и будущей кипой в общественном транспорте, в очередях, во дворах и даже на лекциях в высших учебных заведениях!

Что интересно, кипы вяжут даже палестинские леди с Западного берега Иордана! И продают их в Израиле.