Что такое квадривиум

рисунок Что такое квадривиум

Квадривиум – что это такое простыми словами

Квадривиум, от латинского quadrivium, комплекс дисциплин, относящихся к точному знанию в Средние века и используемый в образовательном процессе в различных учебных учреждениях на территории Западной Европы. В квадривиум входили:

  • Арифметика;
  • Геометрия;
  • Астрономия;
  • Музыка.

Античность

Истоки известного сегодня как «квадривиум» уходят в период античности. В это время формируется комплекс наук, изучение которых достойно и обязательно для всякого образованного свободного человека.

В момент своего окончательного становления они получили название «свободные искусства».  В своем единстве, считалось, они являются необходимой ступенью к занятию философией, считающейся самой универсальной из наук.

Первым, кто оформил «учебную программу» основанную на этих свободных искусствах был знаменитый Гиппий, софист известный по диалогам Платона.

Следующим этапом развития этой образовательной системы стало ее распространение среди патрициев в Древнем Риме.

На этом этапе, свободные искусства различали от ремесел, освоение которыми требовало приобщение к труду, и, следовательно, бывшие потенциально доступными для освоения и представителям низших сословий.

инфографика Ступени образования

Понимание семи свободных искусств как обязательного цикла образовательной программы было оформлено в трудах ряда античных мыслителей, таких как Боэций, Кассиодор, Блаженный Августин, Никомах, Секст Эмпирик и т.д.

Следующим крупным этапом развития свободных искусств как образовательной программы произошло на закате истории Западной Римской империи, Марцианом Капеллой в работе «О бракосочетании Филологии и Меркурия» V века нашей эры, которая в образной форме давала подробный обзор каждой из преподаваемых дисциплин.

Термин «искусство» в этом контексте становиться очень далеким от привычного современного понимания, и означал скорее дисциплину прикладного характера, сложившуюся в ходе долгого процесса систематизации и упорядочивания знания, главной целью которого являлось познание человеком себя и окружающей действительности.  

В работе Марциана было четко установлено число изучаемых дисциплин и указана логика и последовательность их освоения. Всего было выделено семь дисциплин, которые были разделены на группу из трех (тривиум) и группу из четырех (квадривиум) наук.

В тривиум вошли только гуманитарные дисциплины – риторика, грамматика и диалектика, с изучение которых начиналась подготовка будущего философа.

В квадривиум уже тогда вошли точные науки – арифметика, геометрия, музыка и астрономия, освоив изучение которых студент переходил к постижению метафизики.

Существовали разные подходы относительно выделения наиболее значимой среди дисциплин. В рамках Академии Платона, и позже, ее продолжателями неоплатониками, во главу угла ставилась арифметика, свидетельства о чем мы находим в работах Боэция.

инфографика Семь свободных искусств

Средние века

Окончательно разделение на тривиум и квадривиум оформилось только в раннее средневековье, которое с подробными комментариями было зафиксировано в работах Отца Церкви VII века Исидора Севильского.

В этот период семь изучение свободных искусств было подчинено нуждам подготовки служителей Церкви.

Дисциплины квадривия были во многом отодвинуты корпусом наук тривия, освоение которых было гораздо важнее для становления будущего церковного иерарха.

Навыки, получаемые от курса риторики помогали сделать лучше проповедь, диалектической логики – брать верх над оппонентами, отпавшими в ересь, и только астрономия из дисциплин квадривия нашла себе уважаемое место, поскольку без нее было невозможно рассчитывать дату Пасхи.

В первых европейских университетах семь свободных искусств занимали низшую ступень обучения, необходимую для изучения теологии и философии.

По окончании курса, студент получал степень «магистра свободных искусств», которая присуждается до сих пор в ряде западноевропейских высших учебных заведений, прежде всего в британских и германских.  

В ряде случаев, тривиум преподавался в монастырских школах, что породило своеобразное «прозвище» для этих дисциплин – «тривиальные», как науки, изучение которых не требует специальной подготовки.

В период развитого и позднего средневековья, система свободных искусств, основанных на делении тривиума и квадривиума переживает кризис, связанный в том числе с кризисом университетов.

Ряд философов того времени выступили с критикой этого схоластического образования, самый известный из которых Фома Аквинский, открыто заявивший о несостоятельности этих дисциплин даже для деления метафизики.

Причной этого кризиса прежде всего стало накопление знания, прежде всего связанное со знакомством Европы с достижениями арабских интеллектуалов, которое стало оформляться в более узкие отрасли знания – например, алгебра, алхимия и т.д.